Табла — индийские барабаны
Табла – это комплект из небольших барабанчиков, их два. Играть на таких следует только самыми кончиками пальцев. При такой игре, тем не менее, умеющему барабанщику удается воспроизводить огромное количество разнообразных звуков, подбирать красивые тембры, и все это в одной октавной силе. Такие барабаны еще носят название табла-байяны. Придумал столь необычный инструмент известный мастер, придумавший знаменитую ситару, его имя Амир Хусро. Каждый барабан имеет обтяжку из натуральной кожи, а вот тело для резонации у каждого барабана свое. Так таблу изготавливают из древесины, байяна имеет металлическую составляющую. Табла, как правило, выступает в качестве доминанты при исполнении раги.
У таблы – пакхавадж был прародитель — это барабан, достигающий в длину почти метра. Изначально такие барабаны делали глиняными, сегодня же дерево используется гораздо чаще для этих целей. Такой барабан имеет пару составляющих, обе обладают собственным звучащим нутром. Так одну составляющую набивают рисовыми зернами, кроме того, добавляется тамаринд, во второй составляющей такого барабана находится мука из пшеницы, потому из второго барабана получают звуки гораздо более глухие и низкие. Поверхность барабанов выполнена из туго натянутого пергамента, а внутри находящаяся масса производит очень глубокое звуковое содержание. Такие звуки сопровождают песнями и танцами, называемыми катхак.
С точки зрения философии индийских ведов, у каждого звука есть свои две основы. Первая — земная, она имеет физический контекст, ее-то мы и может услышать ухом, вторая же основа барабанного звука имеет духовную подоплеку, она не слышима человеческим ухом. Вторая ипостась звука, та, что не слышима, исходит от эфирного содержимого, целью его является высвобождение духовного начала. Есть у индийцев поверие, что неслышимое услышит только тот, кто абсолютно расслаблен и сконцентрирован на музыке, такое обычным людям практически не по силам. Ведь слышимый нами звук не является абсолютно чистым, его искажают внешние факторы. Музыка Индии отличается от привычной нам западной. В ней исполнитель не показывает своей конкретный настрой, акцент идет на духовное начало музыки, призывая к следованию в подсознание, чтобы лучше узнать неслышимое «я». В индийской музыке имеют место быть два полюса основы всего — жизни и смерти.